Страничка логопеда

    Целью организации воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающие аспекты, является обеспечение высокого, надёжного уровня речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

    Основной формой обучения детей с речевыми нарушениями являются занятия. На занятиях дети приобретают новые знания и умения. Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью в работе используется много игр и различных пособий.
    Применение разнообразных приемов (игры, моделирование, интегрированные занятия, занимательные задания и др.) позволяют поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием, способствуют быстрому и легкому усвоению программного материала, активизируют познавательные процессы.

    Логопедом организуются фронтальные логопедические занятия (со всей группой детей), индивидуальные (с одним ребёнком) и подгрупповые логопедические занятия (с количеством детей от двух до пяти). Занятия организуются в соответствии с утверждённой сеткой занятий.
    Коррекционное обучение делится на три периода, каждому периоду соответствуют определённые задачи обучения, опираясь на которые составляется календарное планирование.
    Коррекционная работа ведётся не только на специально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня, когда ребенок находится в дошкольном учреждении. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности. Во второй половине дня воспитатель занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности и развитию речи, согласуясь со своей сеткой занятий.

    Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребенок плохо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие. Логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребенка на 15-20 мин для индивидуальной работы.

    Важной задачей является развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками и взрослыми имеет огромное значение для становления личности дошкольника с нарушением речи, развития его внутреннего мира. Общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

    Весь педагогический коллектив уделяет большое внимание развитию интеллектуальных способностей детей, адаптации их к условиям школьной жизни, формированию предпосылок учебной деятельности. Педагоги работают над изучением коррекционных методик, созданием индивидуальных программ для каждого ребенка, учитывая речевой диагноз, интеллектуальные возможности.

    Наиболее существенными достижениями ДОУ являются:

    1. Повышение уровня динамики развития детей и продуктивности коррекционного обучения. За последние два года положительная динамика развития составила – 80%.
    2. Дети-выпускники полностью готовы к успешному обучению в общеобразовательных школах.
    3. Ведется отслеживание результатов коррекционной, и педагогической деятельности у выпускников детского сада (преемственность детского сада и школы).

    Работа логопеда с детьми пяти лет с речевым недоразвитием

    Для овладения речью ребёнку необходимы нормально развитые умственные способности, зрение и слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение. 

    Нормально развивающиеся дети в три года овладевают системой родного языка и уже к четырем годам грамматические категории у них в основном сформированы. Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей. 

    Логопедические занятия позволяют компенсировать отставание в речевом развитии, а затем способствовать предупреждению школьной неуспеваемости.

    Опыт работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, показывает, что для большинства из них характерна отвлекаемость, недостаточно развитое внимание, неумение сосредоточиться. Работа над воспитанием зрительного внимания проводится путем подбора парных предметов, картинок. Умение дифференцировать картинки по их цвету развивается при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветные фоны», «Цветное домино», «Маленький художник» и др.

    Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие виды работ:

    • подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
    • подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета);
    • распознавание геометрических фигур по форме, величине, цвету;
    • соотношение геометрических фигур с формой предметов.

    Детей учат отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. Для этого предлагаются игры типа «Что пропало», «Что прибавилось», целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Чего не хватает».

    Для развития слухового внимания проводятся такие игры, как: «Поручения» (поставь машину на стол, а мишку посади на стул), «Угадай, что звучало», «Узнай по голосу» и др.

    Для воспитания подражательности применяются игры типа «Обезьянка», с использованием строительного материала («Строим домик»), счетных палочек («Составь фигурку») и др. При этом важно помнить, что игра должна быть непродолжительной по времени и не утомлять детей. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал – «теперь ты», «можно», «начинай».

    Работа по развитию речи имеет целью совершенствование лексико-грамматических компонентов. Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у детей с нормальной речью. Эти дети не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения.

    В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи. Для расширения словарного запаса используются следующие темы: игрушки, одежда, посуда, мебель, домашние и дикие животные, их характерные признаки и поведение; времена года и их характерные признаки и т.д.

    Работая над развитием понимания речи и уточнением значения слов, детей учат подбирать действия к предметам: кошка – сидит, лежит, бежит, прыгает и т.д.; предметы к действиям: стоит кукла, дом, машина; называть части целого, называть по частям целое.

    Работая над грамматическим строем речи, учат детей навыкам употребления форм единственного и множественного числа существительных, употреблению глаголов настоящего времени в единственном и множественном числах третьего лица; изменению существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Значительная часть детей с недоразвитием речи моторно неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое, плохо рисуют и лепят, испытывают трудности в обиходных навыках (шнурование ботинок, застегивание  и расстегивание пуговиц). В связи с этим необходимо заниматься с детьми упражнениями, которые улучшат общую и мелкую моторику. Для этого можно использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движения (игры типа «Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Следует постоянно развивать мелкую моторику рук (мозаика, шнуровка, обводка и раскраска картинок, вышивание по контуру, складывание разрезных картинок, лепка, рисование, аппликация).

    Целесообразно проводить различные игры с пальчиками без речи и с речевым сопровождением («Мальчик-пальчик, где ты был?», «Семья» и др.).

    При проведении игр с детьми большое значение имеет расположение: важно, чтобы дети видели и слышали взрослого. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослого. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия ребёнка, чётко формулировать вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребёнка. Каждый однословный ответ ребёнка следует повторить в развёрнутой фразе.

    Даже во время одевания или раздевания необходимо разговаривать с ребёнком о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, пушистая, длинная, теплая, новая, сухая и т. д.

    Опыт работы показывает, чем раньше начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее результаты.

    Как выучить буквы правильно? Формирование интереса к чтению.

    Перед тем как начать обучение ребёнка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдёт, либо станет настоящей пыткой. Нужно сформировать мотивацию к чтению.

    Каким же образом следует это сделать?

    1.     Как можно больше читать ребёнку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи.

    2.     Рассказывать и объяснять ребёнку, почему так важно и интересно научиться читать.

    Обучать чтению нужно в определённой последовательности.

    На первом этапе ребёнка следует обучать звуковому анализу слов. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, различать звуки гласные и согласные, твёрдые и мягкие. Второй этап- знакомство с буквами. Третий этап – выделение слогов в словах и чтение слогов. Четвёртый этап – обучение детей чтению слов разной длины. Начинать лучше со слов, состоящих из 2 – 3 букв, постепенно переходить к словам из 6 – 8 букв.

    Дозируйте нагрузку ребёнка  и не заставляйте его читать больше того объёма, который он хочет. Кроме того, важно, чтобы ребёнок понимал и запоминал то, что он читает. Для этого предлагайте ему сразу после прочтения рассказать, о чём он прочитал.

    Самый главный совет: не учите алфавитные названия букв! Пока лучше называть только звук, который обозначает буква: не «дэ» и «тэ», а «д» и «т».

    Не нужно при изучении букв использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, т.к. при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Т.о. мы усложняем алгоритм чтения: сначала дети вспоминают «машину» и «арбуз», потом буквы «м» и «а», и только после этого слог «ма».

    Научившись читать, ребёнок имеет возможность не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями и возможностями.

    Готовность к школе: что это такое?

    Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс - чем раньше, тем лучше. Нечего терять год, пусть набирается ума-разума. Другие - в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период относительно беспечного детства, жалко его. Третьи вообще не имеют определенного мнения: сегодня поговорили с Зиной из пятого подъезда и решили: нечего портить себе и сыну жизнь. Ещё успеет намаяться! Завтра Вовкин дедушка из соседнего двора рассказал, что Вовочка-то, оказывается, в спецшколу поступает. И собеседование уже прошел. Тут родительские амбиции спать не дадут: этот - в спецшколе, а мой что же, хуже? И ребенку нет покоя. Он ни на что толком не может настроиться.

     

    Тут самое время вмешаться педагогу и внести некую определенность в родительские метания.

    Вопрос первый. С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу - с шести или с семи лет?

    Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий.

    При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. Мотивы родителей мальчиков ясны: за одиннадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптированы и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

    Итак, выбирая, родителям хорошо бы не забывать о нижней возрастной границе поступления в школу и об особенностях развития мальчиков.

    Вопрос второй. Если ребенок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием пишет буквы, то не повредит ли ему "пересиживание" в детском саду? Не затормозит ли это его развитие?

    Такие вопросы возникают обычно в том случае, если к началу учебного года ребенку не хватает одного, двух, трех месяцев до шести с половиной лет.

    В этом случае важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

    Первый класс - это прежде всего письмо. А обучение письму - серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

    Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей, что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе.

    Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

    Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость?

    Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу.

    Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.

    Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.

    Вопрос третий. Разве готовность к школе не определяется интеллектуальным развитием?

    Во-первых, сам термин "интеллектуальное развитие" часто неправильно понимается родителями. Они путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы. Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

    Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

    А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

    Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

    И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. Он проходит под девизом "Ты должен!". От таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующе действует на ребенка. Смягчается ли это "Ты должен!" заинтересованностью в обучении, общением, полнотой происходящих в школе событий.

    Но при этом в самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

    Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

    Школа начинается с раздевалки. На дверях большинства наших учебных заведений красуются таблички "Посторонним вход воспрещен!". К числу посторонних, между прочим, относятся и родители. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся "в процессе". Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать. Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.

    Многие родители знают, что посещение туалета даже в детском саду может быть связано с определенными сложностями.

    Что же говорить о школе! К счастью, в большинстве школ существуют отдельные туалеты для малышей. Старшеклассники их не посещают. Но ведь этим (не всегда чистым) общественным туалетом надо уметь пользоваться! Надо, между прочим, уметь справляться со штанами, попадать куда надо, спускать за собой и помнить, что в наших школьных уборных почти никогда не бывает туалетной бумаги. Это "жалкая проза", крайне далекая от высоких мотивов обучения чтению или иностранному языку, но она является важной составляющей готовности к школе.

    Вопрос четвертый. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

    Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как существуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно помогать ребенку "дозреть" до школьной жизни. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше.

    Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

    Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Об этом надо родителям твердить многократно.

    Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день, -чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно "взрослого".) "Книжных" родителей нужно предупредить, чтобы они не торопились читать детям пяти-шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребенок начнет читать сам.

    Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование. Существует огромный пласт литературы в помощь родителям будущих первоклассников.

    Вопрос пятый. Бывают ли особые ситуации с поступлением в школу, которые нужно решать нетрадиционно?

    Любые ситуации, касающиеся отдельно взятого, конкретного ребенка, являются особенными, требующими индивидуального решения. Но бывают особо сложные случаи.

    Есть дети, намного опережающие свой "паспортный возраст". Это редкое явление. Зафиксировать его можно только с помощью специалиста-психолога. Одного родительского мнения тут недостаточно. В этих случаях ребенок может поступить в школу раньше положенного срока. Но это не значит, что у него не будет трудностей. Родителям к ним надо быть готовыми.

    Случается также, что родители хотят отдать своего малыша именно к этой учительнице и ни к какой другой. Иногда при этом ребенок поступает в школу раньше, чем ему исполняется шесть лет. В этом случае необходимы согласие учителя на зачисление ребенка в первый класс и уверенность родителей, что малышу будет предоставлена возможность "дозреть", что на первых порах его возраст будет приниматься учителем во внимание. Родителям придется помнить, что малюсенький первоклассник будет сильно утомляться. При хороших отношениях с учительницей возможно оговорить для него "разгрузочные" дни.

    Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу.

    Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.

     

    В период с 29.10.2012 по 30.11.2012 специалистами (логопедами и психологом) детского сада был проведен мониторинг уровня развития речи детей среднего дошкольного возраста. Были обследованы группы «Дюймовочка», «Ромашка», «Цветочек». Количество обследованных 66 детей. Дети с наиболее тяжелыми речевыми нарушениями - 25% от числа обследованных, подлежат отбору в старшую речевую группу на 2013 – 2014 учебный год. 60% детей взяты на учёт как нуждающиеся в логопедической помощи. И только 15% детей имеют незначительные речевые нарушения.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

    ·        Предоставляйте ребёнку возможность пользоваться каждым из пяти чувств: видеть, слышать, ощущать, определять вкус, осязать окружающий мир

    ·        Внимательно слушайте ребёнка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя

    ·        Комментируйте словами все свои действия и действия ребёнка. Обсуждайте всё, что происходит вокруг.

    ·        Задавайте ребёнку как можно больше вопросов и внимательно выслушивайте его ответы, даже если они выражены не словами

    ·        Разговаривайте с ребёнком спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь

    ·        Поощряйте стремление ребёнка задавать вопросы, именно они формируют познавательный интерес ребёнка

    ·        Поддерживайте любопытство и детское воображение

    ·        Читайте короткие сказки или простые истории, рассматривая иллюстрации

    ·        Обсуждайте прочитанные тексты

    ·        Поощряйте общение и игры с другими детьми

    ·        Привлекайте ребёнка к прослушиванию аудиокассет записью любимых песен, музыки, сказок.

    ·        Предлагайте задания для развития мелкой моторики ребёнка, стимулирующей речевое развитие.

     

    И помните, что главными условиями успешной работы с ребёнком являются наличие психологического комфорта и ощущение ребёнком каждодневного успеха и победы над самим собой.

     Советы логопеда

     


    В этом разделе: